КОРР.: Добрый день, Борис Юрьевич, вопрос Вам по поводу форума. Какие впечатления относительно поездки? Насколько она актуальна? Если говорить о давлении на бизнес, Владимир Путин три дня назад говорил о том, что нужно снизить давление на бизнес. С вашей точки зрения, насколько сегодня эта проблема остра, а также административные нагрузки на бизнес?
Борис ТИТОВ: Во-первых, форум очень полезен. Мы вообще видим эту инициативу, которая приходит из Уфы. Это не только региональная инициатива, эта инициатива уже окружная, и выходит на федеральный уровень. Еще в начале пандемии была большая телеконференция, на которой мы обсуждали проблемы, которые пандемия несёт. Это было очень полезно. На основании тех мнений, которые мы услышали, мы выстроили свои подходы, выдали Правительству эти подходы, и это сработало в большей степени. Поэтому конференция и наша сегодняшняя встреча очень важна.
То, что касается делового климата и административного давления – такие вопросы решаются очень сложно. В стране, конечно непросто, по-прежнему существуют негативные факторы. Но опять же, посмотрите на Башкортостан, который только за год в нашем рейтинге административного давления, снизил давление в соответствии с этим рейтингом на более чем два десятка позиций. Здесь мы видим реальное движение в лучшую сторону. Поэтому продолжаем эту работу, но еще раз хочу сказать, что сейчас мы активно участвуем не только в мониторинге ситуации, но и в том, чтобы влиять на неё. Сейчас проблема «гильотины», те необоснованные лишние требования, которые предъявляются бизнесу.
Сегодня мы услышали, и это очень важная тема по административному давлению, связанному с отчетностью. Мы сегодня начнем этим заниматься. Может быть, мы упустили эту тему на какое-то время, но сейчас мы, действительно, видим рост бюрократии в этом смысле. Будем этим заниматься.
КОРР.: Вопрос относительно института бизнес-шерифов. Насколько, на Ваш взгляд, он востребован в масштабах страны?
Борис ТИТОВ: Я не знаю, это, конечно, дело каждого региона искать те или иные пути, те или другие институты, но то, что задача была поставлена совершенно правильно – дойти до каждого муниципалитета. Чтобы руководитель города, поселка, села, деревни знал о том, что у него есть задача - взаимодействие с бизнесом. Потому что часто на этом уровне они по-другому видят ситуацию. То, что их назвали шерифами, мне кажется, это тоже звучно и с пониманием того, что это очень ответственная должность, которая должна вмешиваться в процессы, улучшать их, защищать бизнес, как шерифы защищают правопорядок. Это должно работать. Чуть больше года это существует, и я думаю, что уже сегодня на следующей встрече мы будем подводить какие-то итоги. Это полезное дело.
КОРР.: Радий Фаритович, вопрос к Вам. Касаемо того, что Башкортостан попал в «десятку». Это показатель того, что власти делают правильную работу. Пандемия усложнила задачу. Как выстраивается работа сейчас, какие коррективы вносит общая экономическая ситуация?
Радий ХАБИРОВ: Добрый день, уважаемы коллеги. Не признавать то, что пандемия, в целом, экономическая ситуация не заставляют вносить коррективы, нельзя. Очень серьёзные коррективы. Мы когда для себя рисовали план того, как мы будем работать, развивать экономику, бизнес, мы называли наше Правительство – Правительством развития. Вы понимаете, что исходя из тех событий, которые произошли, мы очень серьёзно пострадали. Я имею в виду в плане наполнения нашего бюджета. Поэтому многие программы сейчас у нас были сокращены. Но на что обращаем внимание, все те статьи бюджета, которые направлены на развитие, на поддержку бизнеса, наоборот увеличили. Да, где-то нам пришлось сократить количество тех парков, которые мы бы сделали, объёмы ремонта подъездов, строительство школ. Но то, что касается развития, мы его сохранили. Потому что это сейчас, наверное, самое важное. Мы и дальше будем идти по пути поддержки бизнеса, предпринимательства. Я уже говорил сегодня об этом с Борисом Юрьевичем, у меня такое ощущение, что надо будет принимать такие довольно серьёзные, кардинальные решения, чтобы новым рывком выйти из сложившейся тяжёлой ситуации.
КОРР.: Алексей Алексеевич, какие основные выводы сделало Правительство, имею в виду власти, по развитию бизнеса из-за коронавирусной ситуации? Какие основные уроки извлечём, на Ваш взгляд?
Алексей КУЗЬМИЦКИЙ: На самом деле, ситуация с пандемией настолько повлияла, что мы почувствовали серьёзный вызов. На наш взгляд, есть определенные результаты деятельности регионов, хочу заметить регионы Приволжского федерального округа абсолютно разные. Есть сильные регионы, устойчивые. Есть регионы, которым всё-таки надо догонять. В силу своего производственного потенциала, другого уникального потенциала, конечно равными все не могут быть. Радий Фаритович сказал, что достаточно серьезный подход у регионов. Не все регионы идут, как идёт Башкирия, с сохранением мер поддержки развития, в частности и в первую очередь, мер поддержки малого и среднего бизнеса. Поэтому мы стараемся, с точки зрения структуры Полномочного представителя Президента, во-первых, всю информацию собрать и проанализировать, где-то подсказать, где-то помочь, и, соответственно, проконтролировать исполнение поручений президента, которые у нас стоят на контроле в Администрации Президента. Основные выводы, на мой взгляд, такие: с учетом тяжёлой ситуации по самоизоляции, с учетом тяжёлой ситуации в сфере услуг во главу угла становится человек. Это самое главное.
Еще раз хочу подчеркнуть: Президент четко обозначил ключевые приоритеты, а на Совете по стратегическому развитию и национальным проектам дал поручение откорректировать цели и задачи в этом преломлении. Потому что человек – это сохранение популяции, сохранение населения нашей большой страны. Человек рождает спрос, и все домашние хозяйства должны быть в первую очередь обеспечены занятостью, новыми или старыми рабочими местами в сегодняшней ситуации выхода из этой проблемной ситуации. И, самое главное, – доходность. Также я говорил, что не особо хорошее слово «бедность», но это одна из проблем, которая существует, с которой надо бороться: не только разрабатывать плановые мероприятия, но и претворять их в жизнь, чтобы от всех планов, от всех мероприятий и программ был эффект, направленный на развитие человеческого капитала. Второе, безусловно, это образование, я уже об этом сказал, и третье – это комфортная среда для жизни людей и человека. Человек создает ту добавленную стоимость, которая образуется у бизнеса, человек сам же является бизнесом, индивидуальным предпринимателем либо в малом предприятии. Поэтому сегодня такие задачи и вызовы на повестке дня. Надеюсь, что общенациональный план развития экономики, который сейчас находится в процессе доработки, будет глубоко переработан, трансформирован в те цели и задачи, которые Президент озвучил, в те национальные проекты, которые будут откорректированы уже с горизонтом планирования до 2030 года.
КОРР.: Борис Юрьевич, во время пандемии по Вашей оценке соблюдались ли контрольно-надзорными органами моратории на проверки бизнеса? С 1 июля возобновляются налоговые проверки, в конце 2020 года все остальные, но понятно, что этапы восстановления малых и средних предприятий значительно дальше. Будете ли Вы ходатайствовать перед Президентом и Правительством о продлении моратория?
Борис ТИТОВ: Что касается малого бизнеса – будем, хотя, должен сказать, что в целом таких больших претензий нет. В принципе, мораторий соблюдался, более того, в период самоизоляции, коронавируса, пандемии только 8 процентов наших предпринимателей заявили, что у них были какие-то проверки. Это резкое снижение, но в новых условиях это необходимо было сделать, потому что бизнес во многом остановился, и проверки могли оказать самое негативное влияние. Естественно, сейчас они должны будут возобновляться. Мы все, и предприниматели в том числе, понимаем, что контрольно-надзорная деятельность все равно нужна, она даже выгодна бизнесу, потому что те, кто не соблюдают правила, не соблюдают требования, они находятся в конкурентном преимуществе, экономя на расходах. Поэтому бизнес, который реально выполняет все законы, заинтересован, чтобы все работали и были в равных условиях – в этом смысл контрольно-надзорной деятельности. Она нужна, но в рамках разумных, обоснованных и не мешающих бизнесу ограничений.