- Каков на сегодняшний день уровень коррупции в республике? И какие меры принимает прокуратура для противодействия этому злу?
— Вопросам, связанным с противодействием коррупционных проявлений уделяется сегодня самое серьезное внимание. За полгода зарегистрировано 976 преступлений коррупционной направленности. Из них 336 фактов взяточничества. В суд направлено 123 уголовных дела по 855 преступлениям в отношении 133 лиц.
Но есть две составляющие. Первая — уголовно-правовая. То есть преступления совершаются, затем они выявляются, по ним возбуждаются уголовные дела и идет расследование.
Вторая относится к сфере исполнения надзора за существующим федеральным законодательством. Ведь коррупция, это не только взятки и какие-то должностные злоупотребления. Проблема гораздо шире.
Если обратиться к официальной статистике за первое полугодие, то по результатам проведенной органами прокуратуры экспертизы правовых актов, в 327 из них выявлены коррупционные факторы. Как правило, это связано с какими-либо ограничениями, запретами, необоснованным расширением полномочий.
В настоящее время прокуратурой разработаны поправки в республиканский Закон «О нормативно-правовых актах». Сделано это для того, чтобы в течение семи дней любые нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти, поступали в органы прокуратуры, и по ним проводилась антикоррупционная экспертиза.
Но я уверен, что кроме правоохранительных органов противостоять коррупции должно все общество. На это должно быть направлено гражданское сознание каждого человека.
- На прошлой неделе Прокуратура Башкирии опротестовала отдельные положения приказа Министерства образования республики «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РБ на 2010-2011 учебный год». Ваш комментарий по этому поводу?
— Когда мы готовили протест на этот приказ, изучали ситуацию на соответствие его федеральному законодательству, то оказалось, что ситуация непростая. Там настолько много тонких деталей, в которых разобраться очень сложно.
Скажу лишь, что данный приказ, в определенной части, соответствует федеральному законодательству.
По сути же, вопрос сводится к тому, каково соотношение в изучении русского языка и других национальных языков. Этот вопрос волнует многих.
Я могу сказать, что языки, которые являются государственными и предусмотрены Конституцией Башкортостана, обязаны изучаться. Это отражено и в федеральном законе. По этому поводу есть и специальное постановление Конституционного суда.
Так что башкирский язык должен изучаться, но не за счет ущемления других предметов.
- Генпрокуратура поручила проверить в регионах порядок ценообразования на зерно и хлеб. Как идет работа в этом направлении?
— В республике создана рабочая группа, куда вошли специалисты прокуратуры, правоохранительных органов, налоговой и антимонопольной службы. Она работает уже не первый день и отслеживает ситуацию именно по повышению цен. Причем не только на хлебобулочные изделия и продукты питания, но и на определенные виды топлива.
Я думаю, что пока проблема роста цен будет существовать, но не стоит вокруг нее поднимать серьезный ажиотаж. Сегодня уже не то время, когда органы власти допустят обострения ситуации.
Единственное, что могут сделать органы прокуратуры, так это разобраться в причинах повышения. То ли цены поднимаются искусственно, то ли это продиктовано реальной необходимостью и экономической ситуацией, сложившейся в том или ином предприятии.
Однако в первую очередь данным вопросом должна заниматься федеральная антимонопольная служба, поскольку это ее непосредственная обязанность.
- Как сегодня в Башкортостане складывается ситуация с обманутыми дольщиками? Сколько их на сегодняшний день? Какие уголовные дела уже переданы в суд? И что нужно сделать для того, чтобы такие ситуации не повторялись?
— Я ждал этот вопрос, поскольку он самый актуальный, острый и злободневный на сегодняшний день. Мне понятны горе и беда людей, которые вложили свои кровно заработанные денежные средства в строительство дома, а в результате годами вынуждены дожидаться своих квартир.
На сегодняшний день по республике имеется 21 проблемный объект. Из них 13 в Уфе, и восемь в других городах и районах. Сроки сдачи этих объектов самые разные. Некоторые из них заморожены, а на остальных еле-еле продолжаются работы.
У нас более 2300 лиц, которые вложили свои деньги в долевое строительство на общую сумму порядка трех миллиардов рублей. Такая же сумма теперь необходима, чтобы восстановить законные права пострадавших граждан.
Я прекрасно понимаю их, когда они выходят с плакатами на митинги. Люди делают правильно. Поскольку это одна из мер для привлечения внимания к своим проблемам органов власти и правоохранительных структур.
Самые серьезные проблемы по уфимскому микрорайону «Солнечный», где насчитывается более тысячи обманутых вкладчиков. Сейчас возбуждено восемь уголовных дел. Пока они находятся на стадии расследования. Все дела по нашему требованию переданы в главное следственное управление МВД. По моему личному поручению все они уже не раз были предметом самого пристального обсуждения.
Не буду скрывать, есть очень серьезные вопросы по качеству следствия. По ряду дел допускается волокита, несвоевременно назначается экспертиза. Все это не на пользу нам и обманутым лицам.
Вместе с тем, правоохранительные органы пожинают результаты того, что уже произошло. То, что людей обманут, заранее такой ход событий невозможно предвидеть.
В связи с этим я бы хотел определить два момента. Есть строительные объекты, по которым деньги были просто украдены или израсходованы не по целевому назначению. Но есть объекты, на возведение которых, в силу экономического кризиса, просто не хватило средств. Так или иначе, все эти дела находятся под самым жестким контролем.
И все-таки я уверен, что решением данного вопроса, в первую очередь, должны заниматься органы государственной власти. Нужно находить новых инвесторов, застройщиков, искать другие формы, вплоть до возмещения финансовых средств пострадавшим лицам.
Я же, в качестве предостережения на будущее хочу сказать людям, решившим заключить договор о долевом участии. Необходимо хотя бы просто проконсультироваться с юристом. Есть ли отвод земли, сделан ли проект дома, проведена ли по нему соответствующая экспертиза? Ведь мошенники используют разные схемы обмана. Могут, к примеру, вместо долевого строительства подготовить договор займа, а он предусматривает совершенно другие правовые последствия.
Я обещаю, что максимальные меры для решения проблем обманутых вкладчиков будут приняты. Тем более, что по ряду дел уже допрошены подозреваемые лица. Но перед тем, как предъявить им обвинение, необходимо провести судебные экспертизы – строительную и финансово-экономическую. Чтобы все правильно рассчитать и понять, куда ушли средства.
- Сколько было вынесено оправдательных приговоров и с чем это связано?
— За полгода судами был вынесен 41 оправдательный приговор. Но пока не все они вступили в законную силу. Потому что где-то мы соглашаемся, а где-то нет.
Однако сам факт вынесения оправдательного приговора – это брак в работе. Получается, что человек был незаконно привлечен к уголовной ответственности. Фактически он был репрессирован.
С чем это связано? В первую очередь с квалификацией лиц, которые расследуют уголовные дела и лиц, которые утверждают эти дела, в том числе прокурорские работники. Они недостаточно знают процессуальное право, порой допускают элементарные ошибки, которые в суде просто невозможно не заметить.
Есть также случаи, когда против людей совершаются откровенные провокации. Но они не носят массовый характер. Поэтому не следует бросать тень на всю правоохранительную систему и ее сотрудников.
http://www.bashinform.ru/detalno/293290/?sphrase_id=11255222