Окончание. Начало в №№ 60, 79, 82 от 27 июля, 2 октября, 12 октября.
В летнее время молодежь шла на танцы в парк (ныне здесь располагается Дворец культуры). Хочется отметить его ухоженность. Вдоль забора росли акации, они ежегодно подстригались. Далее - березы, другие крупные деревья, по весне буйно цвела сирень. Были установлены деревянные скамейки со спинками. По ровным аллеям всегда прогуливалось много народу разного возраста. В центре парка располагалась танцплощадка. Вход на нее был платным. Молодые люди танцевали очень красиво. Музыкантом долгие годы работал Купцов Анатолий Васильевич, оставивший после себя добрую память у жителей Бакалов. Даже пожилые люди, не ходившие на танцы, хорошо знали его и относились с большим почтением. Он был незрячим, но несмотря на это, узнавал своих друзей, знакомых по голосу, походке, находил в селе талантливых певцов и растил из них хороших солистов. Тем, кто жил поблизости, музыку из парка можно было слушать и со своего двора.
Всю работу в парке организовывал и следил за порядком дедушка Топорков, как мы его звали. Он ходил с клюшкой, прихрамывая. Мы, подростки, в сад за деньги не ходили, а прыгали через забор и сразу прятались в кустах. За нами дедушка не гонялся, но если кто-то из мальчишек пытался сломать ветку или еще как-то набедокурить, он ловил их и задавал хорошую трепку.
Позднее в парке был открыт пивной бар. Около него обычно толпилась группа мужчин. Любителей пива было немало, но пьяных особо не помню.
Не оставались мы в стороне от хозяйственных дел. Учащиеся начальных и средних классов зимой, обходя подворья, собирали золу и птичий помет для удобрения полей. Шли в дело макулатура и металлолом, кости, старшие дети привлекались на более трудоемкие работы: вручную ворошили и провеивали зерно на току, убирали на полях картофель и кормовую свеклу. Механизация появилась позднее. Убирали и коноплю, об опасности которой ни у кого и мыслей не было. Ее отправляли на пенькозавод всесоюзного значения. Из качественных длинных волокон производили канаты для кораблей. На месте из пеньки делали паклю, которая использовалась при строительстве домов.
Оказание помощи колхозам и совхозам учащимися и трудовыми коллективами продержалось вплоть до распада СССР и сельхозпредприятий.
Любимым развлечением молодежи были качели. На улице Школьная ближе к реке их устанавливали парни. Качались в основном взрослые. Нашему брату оставалось только с завистью смотреть. Подобные качели устанавливались и на других улицах.
Работал то ли кружок, то ли была организована учеба парашютистов при ДОСААФ. Не помню, как часто, но над аэродромом время от времени появлялись парашютисты. Парни и девушки гордились и хвалились друг перед другом, кто больше сделал прыжков. Я обычно смотрела на эти прыжки со своего двора.
Но самое большое удовольствие люди получали от реки Сюнь. Она была достаточно полноводной, в ней водилось много речной живности. Она же была и поилицей. Из нее брали воду для приготовления пищи, питья, здесь же купались, полоскали белье. Если на верхних улицах в некоторых дворах еще были колодцы, то на нижних копать их было невозможно из-за близости грунтовых вод.
Весной Сюнь разливалась так, что наши огороды на Коммунистической полностью заливало водой. За ночь вода немного спадала, и утром в школу дети с нижних улиц уходили спокойно. Днем она вновь прибывала за счет ручьев, с шумом стекающих с верхних улиц и с полей. Домой приходилось добираться с большим трудом. Нередко вода заливала даже в голенища резиновых сапог. А те ребята, которые жили ближе к реке по улицам Луговая, Революционная, Школьная, Береговая, Пролетарская, до дома дойти уже не могли, их перевозил кто-нибудь из взрослых на лодке.
На период половодья люди заранее запасались всем, что необходимо для быта: керосином, солью, мылом, спичками.
Вечерами ул.Мостовая заполнялась народом: к мосту шли и старики, и дети, и, конечно же, молодежь. Всем хотелось посмотреть на ледоход. Мост был большой, красивый, стоял чуть севернее ныне существующего. Лед шел по воде, натыкался на быки - мостовые ледоколы, и раскалывался с большим шумом. Жители, проживающие в затопленных домах, зачастую взбирались на крыши, в руках у них были багры для вылавливания вещей, вынесенных потоком воды из дома или со двора.
После половодья река входила в свои берега. И оставалась еще широкой, особенно после запруды, и глубокой. Напротив нашего огорода за рекой росли два больших дерева. С них прыгали любители - ныряльщики. На той же стороне сразу с берега крутой обрыв, как стена. Дно реки здесь было илистым, ноги тонули. Постоянные ныряльщики знали эти места и были осторожны. А вот новички не представляли опасности, которую таила в себе эта спокойная на первый взгляд река. Возле моста и выше по реке дно было песчаное. Эти места называли «дальним песочком». Сюда шла большая часть жителей Бакалов. И там тоже были деревья, с которых прыгали ныряльщики. Но самым высоким подмостком для них был мост, его красивые и высокие надстройки из толстых бревен. На «дальнем песочке», конечно же, купаться было лучше, но и там были опасные воронки, без трагических случаев не обходилось и здесь. У обрывистых берегов в норах жили раки - любимое лакомство молодежи и ребятни. Выловив, их тут же пекли на костре.
Много было и мидий-ракушек, мы носили их домой ведрами и вываливали в теплую воду. Они раскрывались, утки хватали моллюсков и с жадностью глотали целиком. Из озерца, частично сохранившегося возле рынка, по ручью в реку шла рыба, и мы ловили ее руками. Рыба шла только в потемках и при абсолютной тишине. Уловы были немалыми, иногда приносили домой по ведру. Рыбачить было интересно, а вот чистить желающих было мало.
По вечерам на все Бакалы разносилось лягушачье кваканье из многочисленных болот и озер. Мы, привыкшие к таким «концертам», относились к этому спокойно, не обращали внимания.
Из воспоминаний старых людей знаем, что в Бакалах хорошо была развита торговля, о чем свидетельствовал ряд лавок, магазинов в центре села. Что у меня сохранилось в памяти? Вдоль фасадного забора парка (приблизительно напротив сегодняшнего Дома быта через дорогу) стояло здание, на котором в разные годы висели вывески «Фотография», «Часовая мастерская», «Обувная мастерская». Рядом находился киоск. Здесь торговали петушками - леденцами на палочках, морсом в розлив и другой мелочью. Дальше по этой же линии тянулся крытый прилавок малого рынка, Работал он ежедневно. Здесь торговали мясом, молоком, маслом, лепешками, овощами и ягодами, которые отмерялись стаканчиками. Покупатели торговались. Все это сейчас является площадью перед Дворцом культуры.
После сноса построек около парка малый рынок был перенесен на ул.Береговая (правый торец магазина «Мясная лавка»).
Базары в нашем селе, по словам старожилов, славились далеко за его пределами. Довелось мне побывать и на большом базаре, который работал по воскресеньям. Занимал он место современного детсада «Радуга» и прилегающие по округе территории. Народу собиралось так много, что люди с трудом пробирались к нужному товару. Чтобы не потерять меня, мама не отпускала мою руку. Ассортимент тоже был богатый. Продавали плетеные корзины, гнезда для кур и гусей, деревянные ложки, глиняную и деревянную посуду, корыта, табуретки, швейные изделия, товары для упряжи лошадей. Чуть правее шла бойкая торговля скотом. Здесь же можно было купить муку, зерно, крупы, выращенные в наших местах, конопляное и льняное масло и т. д. В неурожайный год изобилия продуктов, конечно, не было.
Особенно бойкая торговля шла в 40-е годы. Ближе к концу 50-х такой многолюдности уже не стало. Наверное, это было вызвано тем, что в магазинах начало появляться больше промышленных товаров. На глиняную и деревянную посуду, обувь спрос вообще пропал.
Затем для больших базаров и места не осталось. Улица Базарная (ныне Красных партизан) активно застраивалась.
Однако в последующие годы выбор товаров на прилавках магазинов начал снова снижаться. Люди были вынуждены искать нужные товары на стороне. У приезжих продавцов в день Сабантуя выстраивались большие очереди.
Руководство района (Янгиров Р.Н., Азнабаев Р.Т.) пришли к выводу, что необходимо построить новый рынок. Был подобран новый участок, начался завоз грунта. Это было в 1988-1989 гг. Однако в начале 90-х работы приостановились и лишь в августе 1995 г. новый рынок принял первых покупателей.
Заканчивая свои воспоминания, хочу сказать, что здесь только малая частица из истории села. Это период моего детства и юности, пришедшийся на 40-50-е годы, лишь несколькими фразами упомянула 60-90-е годы 20 века.
Большое спасибо всем авторам статей, опубликованных в районной газете «Бакалинские зори» ранее, за создание летописи села Бакалы в жизненных картинках и лицах. Столько нового узнаешь о родном крае! Хорошо, если свою историю будут знать и наши дети, внуки, правнуки.
Ни одного слова не сказала о важных сферах жизни и отраслях, к примеру, здравоохранении. Лучше специалистов в этих сферах никто не скажет. Данному вопросу были посвящены статьи Н.И.Вершининой, И.И.Холмогоровой и некоторых других авторов. Также истории села посвящены заметки земляков-бакалинцев Г.Н.Акимовой («Пройду по Школьной, сверну на Пролетарскую», №129 от 01. 11 2006 г., «Бакалы хорошеют, радуется душа», №93 от 15.08.2007 г.), Г.С.Кулейкиной («Бакалы 100 лет назад», 2006 г., Ж.А.Вяткиной («У улицы Пролетарской своя родословная», № 81 от 14.07.2009 г., Т.Е.Абрамовой «В тесной связи с историей», № 134 от 12.11.2005 г. Некоторых из этих авторов уже нет в живых, но они оставили нам свое наследие. Хочется надеяться, что в редакцию газеты «Бакалинские зори» поступят еще воспоминания о прошлом нашего села и от других авторов, от производственников, от тех, кто творит историю своими делами.
Огромная признательность читателям районной газеты. Приятно было услышать от многих из них слова благодарности и высокой оценки моего труда.
Нина ШОКУРОВА, ветеран труда, Почётный гражданин района.