В нашей стране профессия учителя всегда имела особый статус и, объявленный президентом Владимиром Путиным, Год педагога и наставника еще раз подчеркивает ее важность.
Выступая на форуме «Взлетай!», Глава Башкирии Радий Хабиров отметил, что задача тематического года — создать условия для комфортной работы учителя, его профессионального роста, усилить социальную защищенность.
«Трудно переоценить, какую роль играют учителя в нашей жизни. Они открывают перед учениками мир новых знаний. Воспитывают самостоятельность и стремление к постоянному росту. Закладывают личным примером высокие нравственные ориентиры», — сказал Радий Хабиров.
В канун праздника корреспондент «Башинформа» пообщалась с педагогами республики и узнала, за что они любят свою профессию.
«Быть педагогом — значит быть смелыми, меняться, развиваться, изобретать вместе с детьми»
— Главной моей целью как педагога является подготовка ребенка для жизни в нестабильном сверхбыстром мире, — считает педагог дополнительного образования Татьяна Воробьёва. — Естественные науки — это неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, они проникают и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Я верю в педагогику сотрудничества! Мне очень радостно наблюдать за детьми, когда результат деятельности превосходит все их ожидания. Ребёнок получает возможность раскрыть для самого себя собственные способности. Наши занятия — это больше, чем химия, физика и биология, это особая атмосфера научного чуда, которое обязательно должно случиться на каждом занятии, несмотря ни на что. Быть педагогом — значит быть смелыми, меняться, развиваться, изобретать вместе с детьми. За это я и люблю свою профессию. Путь в тысячу миль начинается с первого шага. И мы с детьми идём по этому пути. Не все дороги приведут на вершину, но сделанный шаг — это шаг к успеху каждого ребенка.
Татьяна Воробьева с 2020 года работает педагогом дополнительного образования по естественно-научной направленности центра «Эколог» Уфы. Ведет программы «Ты — Ученый» и «Химический Upgrade» для детей от 8 до 17 лет.
В сентябре 2023 года Татьяна Воробьева представляла Башкортостан на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям-2023» и стала абсолютным его победителем, обойдя в финале 90 сильнейших педагогов со всей страны.
«Учительство и педагогика — это вся моя жизнь»
— Учительство и педагогика — это вся моя жизнь, — рассуждает учитель начальных классов уфимской городской башкирской гимназии № 20 с 37-летним стажем, заслуженный учитель Башкортостана Гульнара Хазиева. — Учить детей было заветной мечтой моего детства, которой я следую по сей день и очень благодарна своей судьбе за это. Не могу представить себя в любой другой профессии. Даже дома не перестаю быть учителем, не вижу ничего плохого в том, чтобы быть наставником для своих детей, внуков, близких.
Идеей стать педагогом я загорелась еще в третьем классе, когда мой дядя женился на учительнице Галиме апе. Можно сказать, что в ее лице я была влюблена в образ учителя, мне нравилось в ней все: как она одевалась, ходила, говорила.
Когда пришло время поступать, выяснилось, что ближайшее учебное заведение, где можно отучиться на педагога начальных классов, находится в селе Месягутово Дуванского района. Это достаточно далеко от моего родного Нуримановского района. Невзирая ни на что, убедила родителей отпустить меня, тогда 16-летнюю девочку, на учебу. Все четыре года учебы родители всячески поддерживали меня, практически еженедельно навещали, провозили продукты, необходимые вещи.
Учительскую карьеру я начала в 1986 году в малокомплектной деревенской школе Нуримановского района. И с самого первого дня, как переступила порог школы в звании учителя, полюбила эту атмосферу. Именно любовь к профессии и интерес к детям заставляют меня снова и снова возвращаться в класс. Иногда в шутку я называю себя динозавром в профессии, вроде пора на пенсию, но пока есть желание работать, приносить пользу.
Современные дети очень эрудированные и тем интереснее с ними работать. Часто они имеют свою собственную точку зрения, умеют ее защищать, и это правильно. Очень важно вовремя направить эту энергию в нужном направлении. В этом, на мой взгляд, и заключается миссия педагога, особенно в начальных классах.
Я не сторонник строгих рамок в образовании детей, но и здесь нельзя выходить за пределы разумного. Дети должны слышать и слушать учителя. Что же касается творческого развития, то здесь, я считаю, свободу детей ограничивать нельзя.
«Быть учителем — это быть наставником, не только в предметной области, но и в жизни»
— Профессию педагога я выбрал осознанно, поступал только в наш педуниверситет, но на разные специальности: математика/физика и биология/химия. Поступил на обе, в итоге выбрал последнюю. Большое влияние на выбор профессии оказала мой учитель биологии, Старадубцева Лариса Рифильевна, благодаря которой я полюбил этот предмет и профессию, — рассказывает учитель биологии гимназии № 39 Уфы, победитель республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана — 2020» Федан Гафаров. — Я согласен с мнением, что работа учителя — это ответственная миссия, ведь именно от учителя (но не только от него) во многом зависит, каким станет будущее поколение нашей страны. Больше всего в своей профессии мне нравится возможность постоянного самосовершенствования и живое общение с детьми. Современные дети, особенно подростки, в большинстве своем прагматики и поэтому часто приходится доказывать необходимость в повседневной жизни тех или иных знаний моего предмета. На самом деле это неплохо, во-первых, ты сам начинаешь смотреть на предмет изучения под другим углом, находишь межпредметные связи, применяешь практикоориентированный подход, во-вторых, ребенку действительно урок становится полезным и интересным. А в этом и есть счастье педагога!
«Главное для учителя — это любовь к детям, постоянный творческий поиск и самообразование»
— Я очень благодарна своей первой учительнице Людмиле Александровне Костюченко за большой светлый след, который она оставила в моем сердце. Для меня она была как Бог: в меру доброй, но требовательной, очень отзывчивой и открытой, яркой личностью во всех отношениях. Возможно, эта детская любовь к своему первому учителю и сподвигла меня выбрать профессию педагога.
Большое влияние на мой выбор оказала и моя семья. Я — представитель большой учительской династии. Моя мама, которой уже нет с нами, была учителем биологии и химии, мои дяди, тети, братья, сестры с маминой стороны многие выбрали для себя профессию учителя, воспитателя.
Главное, что нас всех объединяет — это любовь к детям, постоянный творческий поиск, самообразование и работа над собой. Без этого невозможно представить себя в профессии учителя. Педагог, который любит и уважает детей, может дать им очень много: свои знания, свою радость, свои интересы, — уверена учитель начальных классов гимназии № 39 Эльвера Акбашева. — Я не согласна со скептическими высказываниями в отношении нашего молодого поколения. За 25 лет работы учителем я вижу, как дети становятся лучше, умнее, они более продвинутые, раскрепощённые, общительные, они заряжают и зажигают своими идеями, дают стимул работать дальше. Это как источник вечной молодости.
Конечно, как и все педагоги, я заинтересована в результате своей работы. И главная награда для меня как учителя — это не только хорошие оценки, но и атмосфера дружбы в классе, взаимоподдержка, здоровое общение между детьми.
«Быть учителем для меня значит быть тем, с кого хочется брать пример»
— Мне кажется, что быть учителем — это призвание. Ведь каждый учитель должен и в идеале знать свой предмет, и одновременно понимать своих учеников. Он должен быть образцом для своих учеников: в отношении к своей работе, самодисциплине, моральном облике, — считает учитель истории и обществознания Башкирского кадетского корпуса Приволжского федерального округа имени Героя России А. В. Доставалова в Ишимбае, призер всероссийского конкурса педагогического мастерства «История в школе: традиции и новации» в 2022 году Андрей Бабушкин. — Наша школа не обычная, а кадетская. Поэтому ученики, живущие в стенах учебного заведения, во многом именно с учителей берут пример.
Мне очень нравятся кадеты: это очень ответственные, положительные, спортивные ребята — настоящие патриоты. Зная их, за будущее нашей страны я спокоен. Многие выпускники служат в зоне СВО, в том числе и в качестве добровольцев. Со многими из них поддерживаю связь. У нас так принято, что выпускники часто приходят в кадетский корпус, рассказывают про свое место работы, вуз, учебу.
Когда только пришел в кадетский корпус, очень удивился тому, что дети уже сейчас готовы защищать Родину. Многие из них мечтают стать военными: кто-то идет по стопам родителей, а кто-то — по велению сердца. Осознанно готовятся к учебе в военных вузах. И «родина» для них не пустое слово.
Я люблю свою профессию за то, что она даёт возможность развиваться, самосовершенствоваться, творчески подходить к выполнению заданий. Мне очень нравится участвовать в учительских конкурсах, ещё больше нравится в них побеждать. При этом неважно, сам ли я участвую или подготовленный мной кадет. Также профессия учителя даёт очень большой круг общения, круг знакомств.
«Быть учителем — это прежде всего быть другом»
— Для меня быть учителем — это прежде всего быть другом, поддержкой и источником вдохновения, веры в свои силы для своих учеников, — признается учитель начальных классов Бакалинской коррекционной школы-интерната для обучающихся с ОВЗ, победитель республиканского конкурса «Учитель дистанционного образования» Сажида Залилова. — Ведь дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с безгранично доброй душой. Такие дети не всегда могут справиться с тем, что по силам здоровым детям, но они преодолевают гораздо более сложные препятствия на своем жизненном пути, учат нас видеть и любить жизнь такой, какая она есть, без прикрас.
Я люблю свою профессию по многим причинам. Во-первых, она дает мне уникальную возможность влиять на жизни своих учеников и помогать им расти и развиваться. Мне нравится видеть, как они осваивают новые знания и навыки, как расширяют свой кругозор и становятся полноценными членами общества, их достижения и успехи являются моей гордостью.
Во-вторых, работа учителем позволяет мне постоянно учиться и расти профессионально. Я всегда открываю для себя новые подходы к обучению, инновационные методики и технологии.
Наконец, я люблю свою профессию потому, что школа — удивительное место, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг — это поиск чего-то нового, где каждый день работы — это удивительное открытие.
На выбор профессии, несомненно, повлияло педагогическое окружение из числа близких родственников. Моя мама и две тети - учителя русского языка. Старшая сестра пошла по их стопам, работает филологом. Я же влюбилась в свою первую учительницу и твердо решила стать учителем, как она.
Современные дети, как и во все времена, очень разные. Это уникальное поколение, которое отличается своими особенностями и потребностями. Работать с ними может быть вызовом, но это также возможность для развития и прогресса. Они активно участвуют в выборе и создании своего образования, хотят быть вовлеченными и иметь возможность выразить свое мнение. Они требуют больше интерактивности и креативности в обучении.
Подводя итог, хочу сказать, я просто люблю свою работу и получаю от нее удовольствие.
Новые меры поддержки для педработников
Добавим, что в 2023 году в республике введены ряд новых выплат для педработников. Так, начиная с 2023 года, ежегодно 20 педагогам школ, преподающим учебные предметы на билингвальной и полилингвальной основах, будет присуждаться денежное поощрение в размере 50 тысяч рублей.
Ранее Глава Башкирии Радий Хабиров подписал указ о грантах для молодых педагогов дошкольного образования. Документ предполагает назначение с 1 января 2024 года 50 ежегодных грантов Главы РБ молодым педагогам, работающим в образовательных организациях и реализующим образовательные программы дошкольного образования, в размере 575 тысяч рублей каждый.
Также в Башкирии предусмотрены гранты Главы РБ для молодых учителей, работающих в сельской местности. Размер господдержки составляет 690 тысяч рублей на одного учителя. Соискателями грантов могут быть учителя в возрасте до 35 лет включительно, не менее двух лет работающие в общеобразовательных организациях сельских населенных пунктов с численностью проживающих не более 15 тысяч человек.
С 2019 года такие гранты получили 375 молодых сельских педагогов. В 2023 году решением Главы республики количество грантов увеличено до 150.
О том, какие льготы и выплаты положены учителям в Башкирии, читайте здесь.