Это вдохновило нас с одной из моих учениц, Бахтеевой Евгенией, на создание и выполнение научно-исследовательского проекта «Русский национальный костюм: из прошлого в будущее».
На первом этапе исследования мы узнали об особенностях национального костюма. Далее отправились в Бакалинский Дом детского творчества, где рассматривали экспонаты-костюмы: из какой ткани сшиты, какие предметы народного костюма входят в комплект, какой орнамент изображён. В костюмерной представлены костюмы фольклорных групп разных возрастов, ведь все ансамбли выступают в нарядных русских костюмах. Евгения посещает кружок «Спортивные танцы», ансамбль – «Капельки» и с удовольствием выступает в народных костюмах.
Летом, с 3 по 10 июля 2021 года, в городе Уфе проходила VI Всемирная Фольклориада CIOFF «Сердце Евразии», где Евгения со своими родителями побывала на этом празднике, а также в фольклорном центре «Русская изба» г. Екатеринбурга.
На дальнейшем этапе работы мы решили создать школьный сарафан с элементами русского национального костюма своими руками. В пошиве главными помощниками Евгении были её мама, Светлана Владимировна, и тётя, Елена Владимировна, которая работает в сфере шитья, является создателем бренда одежды MORINme. Получившийся сарафан можно носить с любой водолазкой, блузкой, кофточкой.
В современном мире, где материальные ценности доминируют над духовными, у детей часто искажены представления об окружающем мире. А в музее даётся визуальное восприятие культурно-исторического наследия. Поэтому в дальнейшем сарафан мы передадим в школьный музей в качестве экспоната, где можно будет не только посмотреть на одежду, но и потрогать, что позволит прикоснуться к исторической эпохе.
Ребята нашего класса очень заинтересовались работой. Для них мы провели мастер-класс: раздали платочки и термотрансферы с орнаментом русского национального костюма с подробной инструкцией работы, с помощью которой далее каждый сам смог изготовить дома с родителями своё изделие. Эти платочки будут напоминать о том, что важно знать историю в мелочах.
Евгения говорит, что ей было интересно принять участие в такой работе, узнать о народном костюме познавательные факты: «Интересно, как девочки с самого детства учились шить. А современным людям не просто понять, почему раньше на определённые случаи жизни носили разную одежду. Это своего рода символ, который не так просто прочитать. Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Он заражает нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Мне очень понравились национальные костюмы. Они очень яркие, красочные и красивые».
Пожалуй, на данный момент, применение элементов русского костюма в современной одежде выглядит уместно – это и платки, и украшения, и пояс, и вышивка, и декор. Остаётся лишь вспоминать и постепенно привыкать и вносить в жизнь то, что было давно забыто. Культура возрождается, а соответственно, становится больше знаний, возможностей, понимания того, как выразить утерянные традиции в одежде.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать в национальных традициях, прививая духовные ценности, формируя патриотические взгляды. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, необходимо всячески доносить это до людей, начиная с детей.
Надеемся, что собранный нами материал в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к яркой и самобытной культуре русского народа.
Ахметова Анна Павловна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №1 с. Бакалы