+12 °С
Дождь
Антитеррор
Все новости

Ведёт по жизни отчий дом

На днях получил письмо от знакомого из Набережных Челнов, уроженца села Катаево: «Не стало родителей, мы продали дом… В село не приезжаю, в последний раз был в 2014 году, уехал с тоской в сердце». Прочитал эти строки, и перед глазами встала родная деревня. Окунулся в воспоминания.

На днях получил письмо от знакомого из Набережных Челнов, уроженца села Катаево: «Не стало родителей, мы продали дом… В село не приезжаю, в последний раз был в 2014 году, уехал с тоской в сердце». Прочитал эти строки, и перед глазами встала родная деревня. Окунулся в воспоминания.
Моих родителей тоже уже нет в живых. Но есть отчий дом и брат Дамир, который хранит его тепло. Мама родила его, когда ей было за сорок, в шесть с половиной лет он остался сиротой. Брат оказался очень старательным, построил большой дом, обустроил быт. В каждый приезд гостим у него, он приезжает за нами на машине до Набережных Челнов или отвозит до самого дома.
Дамир младше меня на 14 лет. Раньше молодость сильно ощущалась в его взглядах на жизнь. Сейчас границы как бы стерлись, в поступках и делах брата чувствую солидность и мудрость.
По молодости и отсутствию жизненного опыта брат собрался было снести родительский дом, где мы с ним родились и выросли. Мол, без обветшалого деревянного здания двор нового дома станет просторнее и краше. Я не позволил ему разобрать наш замечательный дом. В первый раз пришлось поговорить с ним жестко. Сказал Дамиру, что скучаю не по его красивому кирпичному дому, а приезжаю в дом, построенный родительскими руками, где живут мои детские воспоминания, радуется душа. Хотя братишка некоторое время упорствовал, говорил, что все равно разберет, но потом передумал. Теперь наши мысли насчет дома едины. Мало того, Дамир собирается укрепить фундамент, поменять крышу, обустроить его изнутри, и меня это радует.
К сожалению, случается, что родственники не могут прийти к единому мнению, доходят до судов, в конце концов успокаиваются, только продав дом и поделив деньги. По- моему, в таких случаях стоит крепко подумать: а надо ли так унижать родительский дом, будет ли прок от таких денег?
С особым уважением смотрю на тех, кто сохраняет отчий дом, дает ему вторую жизнь. Как писатель при случае пишу о них с восхищением в своих книгах. Таких много, немало и среди односельчан. Об этом я написал и в своей книге «Знай своих предков, земляк мой», которая увидит свет в следующем году. Несмотря на то, что живут за сотни километров от родных краев, мои герои каждую неделю ездят в свои деревни. И не только проводят там время для души, но где надо починят, поработают на благо села. Так до пенсии и ездят между двумя домами, планируя преклонные годы провести на родине.
Кому как, но для меня понятие отчий дом - святое. Ведь родной край называют малой родиной. Разве так торопился бы я в родные края, если в Катаеве меня не ждал отчий дом, не сохранялась нить, связывающая с ним? Если разрушится отчий фундамент или перейдет в чужие руки, то нить порвется, это притяжение закончится, жизнь потеряет многие краски и потускнеет. Если б умели мы ценить родительский дом, знали ее историю...
По словам дяди, Маликова Хамита (1912 года рождения), на месте его дома когда-то расположились основатели деревни Катаево - дальние прадеды, как он говорит, люди рода Хакима. Во всех отношениях это место было благоприятным для проживания: находилось на большой дороге, за огородами протекала река Маты, куда многочисленных лошадей гнали на водопой. Когда род разросся, внук Хакима Шаймухаммет Каримов построил дом на новой пустоши. Но и этот дом сильно обветшал, наверное. Когда мой отец Тимергазим пришел из армии, женился, устроился лесником, то построил на этом дворе наш дом. А на месте дома дедушки Шаймухаммета брат Дамир построил дом побольше.
Вот так история отчего дома переплетается с далекими временами села. Как дорожим историей, памятью предков, также бережно надо относиться и к отчему дому. Пока живет отчий дом, будет жить село. И нити, связывающие нас с ним, не оборвутся.
Тахир КАРИМОВ, историк, учёный, писатель.
Читайте нас: